17 окт. 2009 г.

Об учете индивидуально-психологических особенностей учащихся

Доброго времени суток!

Одной из особенностей учебного процесса является то, что учащийся функционирует в нем как целостная личность, а не как ученик. Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. Задача учителя - дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке, помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности.

Некоторые дети испытывают трудности в усвоении программного материала. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от отсутствия у школьника желания учиться, а от того, что он в недостаточной степени учитывает индивидуально-психологические особенности данных детей.

Каждый ученик имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней: либо визуальное восприятие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (кинестетическое) /Р.Бэндлер, Д.Гриндер/. Такая система восприятия и понимания информации в психологии называется репрезентативной системой.

Учитывая тип восприятия каждого ученика, учитель может:
- привлечь внимание детей;
- замотивировать их на процесс обучения;
- дисциплинировать весь класс;
- подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;
- правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;
- правильно организовать педагогический процесс во время урока.

Об организации учебного процесса, перемен в школе с учетом предпочитаемого канала восприятия и понимания информации говорилось в следующих постах:
1. "Как сделать перемены интересными для учащихся".
2. "Визуалы, аудиалы, кинестики".
3. "Ведущий канал восприятия информации и овладение навыком грамотного письма".
4. "Математика и ведущий канал восприятия информации".

Согласно некоторым психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим психофизиологическим особенностям хуже учатся и чаще относятся к категории слабоуспевающих школьников.

Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова выделяют следующие учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой нервной системой:
- длительная напряженная работа (слабый быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает материал);
- ответственная работа, требующая нервно-психического напряжения, ограниченная по времени (самостоятельная, контрольная работа);
- ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует скорого ответа;
- построение работы в ситуации неудачного ответа или плохо оцененного ответа;
- работа в шумной неспокойной обстановке, когда невозможно сосредоточиться;
- ситуации, когда требуется запомнить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Если учитель замечает, что ученик испытывает большие трудности в работе, когда предлагаются задания, разнообразные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, то можно предположить, что это школьник, обладающий инертной нервной системой. Такие ученики плохо справляются с работой даже тогда, когда знают материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется немедленный ответ. Медлительность и неторопливость, обстоятельность характерны для них и в речи и в движениях.

Психологи рекомендуют учителю применять следующие приемы, облегчающие учебную деятельность таких школьников:
1. Желательно не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, а давать время на обдумывание.
2. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать по мере усвоения.
4. Не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок.
5. формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений.
6. Осторожно оценивать неудачи школьников.
7. Давать время для проверки написанного.
8. Создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание.

Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...