5 окт. 2009 г.

Метод конкретных ситуаций

Доброго времени суток!

За годы обучения в школе и затем, продолжая свое образование в рамках традиционного обучения, наши учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально иная: жизненные и профессиональные задачи, которые перед нами возникают, нам заранее не известны, никто для нас их специально не формирует в привычной форме учебных задач.

Но как приблизить учебные задачи к реальной жизни? Как сделать так, чтобы школьное обучение создавала условия для подготовки воспитанников к жизни?

Для этих целей, как нельзя лучше, подходит метод конкретных ситуаций, конкретного примера ("кейс-стадии").

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование. Использованию данного метода предшествует разработка конкретного примера, а если повезет, использование готовых материалов с описанием ситуации реальной жизни. Это может быть констатация ряда событий на уроке или перемене, описание аспектов взаимодействия школьников с учителями или родителями, со сверстниками и т.п.

Планирование и организация урока или классного часа с использованием метода конкретных ситуаций осуществляется с логикой группового обучения:

1. Подготовительный этап. На данном этапе учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает (или подбирает) соответствующую "конкретную ситуацию" и сценарий учебного занятия (классного часа).

2. Ознакомительный этап. На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации с помощью просмотра фильма или видеоматериалов, статьи в газете или журнале, описания реальной ситуации.

3. Аналитический этап. После знакомства обучающихся с "конкретной ситуацией" начинается ее анализ в групповой работе. Это процесс выработки решения, составляющий сущность метода. За временными ограничениями следит преподаватель.

4. Итоговый этап. На данном этапе проводится презентация результатов аналитической работы разными группами. Обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Метод конкретная ситуация широко использовала в рамках преподавания курса "Основы проектирования" в среднем звене. Учитывая возрастные особенности младших школьников, данный метод использую в 1 - 4 классах в сочетании с другими методами обучения и воспитания, т.е. работа над ситуациями из реальной жизни осуществляется не на протяжении всего урока (классного часа), а затрачивается лишь часть урока (классного часа). В начальной школе этот метод лучше всего подходит для уроков окружающего мира и ОЖС, занятий по ПДД и классных часов.

Предлагаю Вашему вниманию конспект классного часа в 1 классе на тему "Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики" с использованием метода конкретных ситуаций. Посмотреть и скачать конспект данного классного часа можно здесь.

Используемая литература: Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении /Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. - СПб.: Изд-во "Полиграф-С", 2002. - С. 48 - 56.

Если понравился пост, то тогда добавьте его в закладки, чтобы не потерять!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...